Товар добавлен!

Перейти в корзину
Атмосфера GALLERIQUE — Ноябрь 2025

Правила сцены: как меняется арт-рынок на примере ярмарок Cosmoscow и blazar

Тренды, локальные решения и новые ценовые ориентиры — главные итоги старта арт-сезона в Москве
Атмосфера GALLERIQUE — Ноябрь 2025

Правила сцены: как меняется арт-рынок на примере ярмарок Cosmoscow и blazar

Тренды, локальные решения и новые ценовые ориентиры — главные итоги старта арт-сезона в Москве
С первых чисел сентября в Москве активно стартовал арт-сезон благодаря двум главным событиям года в сегменте ярмарок, а также широкой параллельной программе, которая сопровождала эти события.
Консультант по современному искусству и коллекционер
Автор:
Оксана Мухортикова
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow вернулась к привычным датам в середине сентября и традиции проходить одновременно со своим спутником — ярмаркой молодого современного искусства blazar.

Обе ярмарки сохранили свои площадки в «Тимирязев Центре» и Музее Москвы соответственно. Нельзя не отметить большую работу со стороны обеих команд в сторону поиска более логичных и просторных архитектурно-экспозиционных решений, увеличения количества зон отдыха, улучшения вентиляции и грамотного распределения аудитории в дни превью, часы для коллекционеров и дни публичного показа. Это сделало пребывание на ярмарках более комфортным, особенно с учетом того, что оба события вновь побили собственные рекорды по посещаемости в сравнении с прошлым годом.
С официальными итогами можно познакомиться по ссылкам в официальных каналах событий:
cosmoscow
blazar

Со своей стороны я хотела бы поделиться наблюдениями в части арт-рынка, новых форм взаимодействия и, конечно, подходов художников к выбору материалов, методов и визуально-концептуальных решений.
Несмотря на четкое разделение ярмарок на доступный и дорогой сегменты, на blazar этого года некоторые авторы из секции галерей дебютировали не только на ярмарке, но и в широком поле современного искусства, с довольно высокими для старта ценами выше привычного порога ярмарки в 300 000 рублей. Стоимость живописных работ достигала 400 000—750 000 рублей при размере более метра по длине и/или ширине. Что важно, данные работы были тепло приняты аудиторией, попав в том числе в институциональные и публичные частные коллекции.

Среди таких дебютов можно отметить Семёна Галинова (Futuro Gallery), Владислава Семенкова (Set Projects), Jang Jin Wei (astra gallery).

Уверенный старт получился благодаря совокупности факторов: последовательной работе как самой ярмарки, так и вышеперечисленных галерей со своей аудиторией, их сложившейся профессиональной репутации, выверенной стратегии и четкому фокусу на то, какое искусство они могут и готовы предложить покупателям и коллекционерам, а также, безусловно, качеству самого искусства — как в части художественного мастерства, так и релевантности сегодняшнему дню.
При этом на ярмарке Cosmoscow в похожем бюджете можно было приобрести работы художников, статус и художественная ценность которых уже подтверждены профессиональным сообществом.

Общая инфляционная динамика рынка позволила отдельным молодым авторам уже на старте опередить по ценам некоторых зрелых коллег. Можно предположить, что в ближайшие несколько лет перед арт-рынком будет стоять задача по корреляции разных поколений и выравниванию подходов галерей к ценообразованию с учетом возраста, уровня карьеры, институциональной представленности художников и общих экономических трендов. Время для тонкой настройки, спешить с которой точно не стоит.

Если говорить о продажах на обеих ярмарках, то можно отметить, что не только вырос средний чек на искусство, но и наблюдается уверенное увеличение количества продаж в сегменте от 1 до 5 млн рублей. В обзоре прошлого года мы отмечали, что аудитория стала хорошо реагировать на крупноформатные работы, что подтвердила и ярмарка этого года.

В международной среде закрытие и банкротство целого ряда high-profile галерей (например, BLUM, Clearing, Peres Projects) вызвало внутри профессионального сообщества и широкой аудитории волну дискуссий не столько об экономической рецессии, охватившей многие страны, сколько о внутренних структурных проблемах — например, неподъемных затратах на поддержание инфраструктуры с несколькими филиалами и международного статуса крупных галерей, в том числе через участие в большом количестве ярмарок параллельно с активной выставочной программой в собственных локациях.

Подобные болевые точки вынуждают международное арт-сообщество искать новые формы организации (например, переход от выставочного к консалтинговому формату), а также новые формы взаимодействия (например, объединение ресурсов мега-галерей и так называемых маленьких галерей, которые играют важную роль первого фильтра).

Данный тренд не обошел стороной и нашу локальную среду. Ранее весной этого года появилось объединение галерей под названием Commute, цель которого:
«Поиск точек пересечения художественных и кураторских практик для создания динамичного пространства для взаимодействия на принципах горизонтальной коммуникации, открытости и прозрачности в формировании арт-рынка».
В сентябре коллектив галерей вышел на Blazar с объединенным стендом. Deep List, Сцена, Tōmo, Shift GALLERY, Blanar Art и Shilo gallery показали искусство своих резидентов. Результат получился очень органичным и успешным в плане продаж. Сработал эффект синергии, так как галереи представляют близких как в плане поколения, так и в плане эстетики и актуальности авторов.
В число участников как Cosmoscow, так и blazar этого года попало Сообщество Современных Сибирских Художников — одновременно и галерея, и независимое сообщество под кураторством Полины Слепенковой:
«Каждый участник которого вносит свой посильный вклад как в поддержание выставочной деятельности, так и в формирование этико-эстетических принципов группы».
Мастерство художников, вариации методов и медиа, а также желание и умение облечь в современную форму фольклор, традиции, культурные коды, контексты места и локальные особенности покорили аудиторию и коллекционеров уже не в первый раз, что сказалось на уверенных продажах практически всех художников, а также новых возможностях для показа искусства Сообщества в ведущих институциях страны.
В секции БАЗА, главной секции главной ярмарки года, приняла участие легендарная группа PARAZIT, горизонтальная организация с 25-летней историей, в которой на данный момент насчитывается более 90 участников.

Центральное место в экспозиции было отведено коллективному проекту «Зеленая ветка». Каждый из участников в свойственной ему манере изобразил сюжет, связанный с легендой, которая в свое время покорила самого Льва Толстого. Около половины работ со стенда нашли своих новых владельцев, что можно считать отличным результатом для первого самостоятельного участия на Cosmoscow.
Еще один заметный старт в категории artist-run проектов — это стенд sobo gallery, которую этой весной в Петербурге открыли художники и кураторы Лиза и Александр Цикаришвили совместно с меценатом и коллекционером Даниилом Аплеевым на базе ранее существовавших и уже полюбившихся проектов Kunsthalle nummer sieben и Yaba. sobo gallery (яп. — «бабушка») представляют авторов:
«Каждый участник которого вносит свой посильный вклад как в поддержание выставочной деятельности, так и в формирование этико-эстетических принципов группы».
В рамках дебюта на ярмарке и в Москве галерея, я бы сказала, программно представила себя и свой пул художников, погрузив посетителей стенда в многослойный мир объединения «Цветы Джонджоли» х 139dec и новые работы Юлии Мортис из серии «ukrytie», сочетающие в себе древнюю технику энкаустики и современные художественные методы. Особо хочется отметить внимание галереи к экспериментальным, как с точки зрения техник, так и высказываний практикам, и смелость показать их широкой аудитории в коммерческом секторе.
Если кратко затронуть визуальные тренды, медиа и смыслы, то многие художники в силу турбулентных времен продолжают исследовать поле эскапизма, представляя публике пейзажные, метафорические и даже сказочные работы. Заметно, но не окончательно схлынула волна наивного, примитивистского искусства в поле молодых художников. Некоторые авторы уходят на уровень личного и микрокосма, многие — в работу с формой, материалом и контекстом истории искусства.

В прошлом году мы отмечали разворот от эфемерности искусства в сторону его материальности и активное возвращение в актуальное поле объектов из стекла, металла, дерева и других материалов. Этот тренд продолжается и в этом году: бронзовые скульптуры и гипсовые барельефы Игоря Самолета (сцена/szena), монументальная скульптура из стекла и металла Александры Пацаманюк (Deep List), маски и скульптуры из стекла, металла и керамики Аннушки Броше (Elohovskiy Gallery), дебют текстильного художника Виталия Тюрлика с персонажами-тюрликами из найденного дерева (Ruarts Gallery), скульптуры из камня и металла Дениса Патракеева (Anna Nova Gallery), раскупленные еще в день превью деревянные скульптуры дуэта Rolling Logs из серии «Парк» (Формат Один), скульптуры из меди Вадима Зайцева (Devyatnadtsat'), объекты из металла Анастасии Ковалёвой и стеклянные скульптуры Дарьи Арбузовой (Reloft Art) — и этот список можно продолжать.
В продолжение этой темы отдельного упоминания стоит «Стенд года» — стенд галереи FUTURO, презентовавшей на ярмарке соло-проект Леонида Костина «SPAS», серию объектов, отсылающих к иконописи и исполненных по всем канонам этой традиции из липы и дуба с нанесением левкаса.

Идеальное совпадение материального и концептуального уровней, связь с историей искусства, а также кураторский подход к оформлению экспозиции (название проекта и текст Ильи Крончева-Иванова на торцевой стороне, встречающие не только посетителей стенда, но и всей ярмарки, разделение на темное и светлое пространства, подчеркивающее движение серии от цветных прототипов к абсолютно белой форме) подарили галерее и художнику такой прекрасный результат.
На Cosmoscow этого года можно было заметить и довольно много примеров оммажей и апроприаций — цитирования, копирования, переработки уже известных в художественном и культурном контексте изображений. Среди примеров: «Охотники на привале» и «Сватовство майора» Дмитрия Гутова (Gridchinhall Gallery), тиражные Моны Лизы Георгия Пузенкова (pop/off/art), художника, который создал в 90-е международный юридический прецедент, выиграв судебный процесс у Хельмута Ньютона и получив законное право на художественную апроприацию его исходного снимка; работы испанского художника Хосе Мануэля Баллестера, который стирает персонажей из мировых шедевров, фокусируя зрителей на окружающих пространствах и контексте картин (галерея К35); Юрий Альберт в диалоге с «Шедевром» Роя Лихтенштейна (E.K. Aртбюро); Александр Косолапов с апроприацией элементов американской культуры, стилистики поп-арта и работ Энди Уорхола (Syntax Gallery).

Ярмарка — идеальное событие для коллекционера любого уровня, и особенное впечатление этого года — это широкая поддержка как самых признанных авторитетов в этой сфере, так и тех, кто только в начале своего пути. Речь, прежде всего, о новой премии «Коллекционер года» Фонда Cosmoscow совместно с BORK, которая по праву была вручена Наталии Опалевой. Но стенд, укравший внимание и сердца всех без исключения посетителей ярмарки, — это проект un[ПАК]ing, организованный при поддержке Фонда «Новые коллекционеры» под кураторством Анастасии Митюшиной, с очень цельной, заметной коллекцией, которую меньше чем за год собрали Денис и Мила Пак, добавив в ячейки и покупки на ярмарке этого года.
В целом и blazar, и Cosmoscow этого года оставили очень приятные впечатления благодаря балансу между зрелым и молодым, признанным и новым, дорогим и доступным, между перфектным мастерством и экспериментальными практиками, спокойной, взрослой классикой и ярким, драматичным, ироничным искусством, которое в совокупности продолжает оставаться большим комментатором дня сегодняшнего.

Оба события подтвердили, что арт-рынок растет и развивается, набирает хорошую базу и обороты, привлекает все больше аудитории и, главное, покупателей и коллекционеров современного искусства. Будем надеяться, что и через год нас ждут новые рекорды и не менее сильные впечатления.
С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера GALLERIQUE»
С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера GALLERIQUE»
Коллекционер современного искусства и галерист Евгения Ходакова рассказывает об открытиях ярмарки и своих впечатлениях.
Читать
Наилучшим образом современное искусство раскрывается в контексте общей практики конкретного художника.
Читать
Команда GALLERIQUE рада поделиться новостью об открытии раздела «Современное искусство» в каталоге онлайн-галереи.
Читать
Интерьеры домов знаменитостей часто становится отражением их личности, и квартира Кэмерон Диас не исключение.
Читать
Порядок — это продуманный сценарий жизни, в котором предметы не спорят с вашим характером.
Читать
Двухкомнатная квартира с антиквариатом, коллекционным дизайном и современным искусством в Хамовниках в Москве.
Читать
На нашем стенде покажем, как винтаж и искусство становятся частью современной жизни, помогая лучше узнавать себя.
Читать
Зимой особенно хочется тишины, уюта и атмосферности. В такие моменты мы тянемся к задумчивой глубине.
Читать
Предметы советского прошлого — не просто пережитки эпохи, они часть нашего культурного кода.
Читать