Нельзя не начать с цифр, которые нагляднее всего отражают масштаб прошедшего события: 91 галерея представила на своих стендах более 1500 произведений искусства, предметного и коллекционного дизайна.

Самой дорогой публично подтвержденной продажей стала продажа работы Александра Косолапова на стенде Syntax Gallery за 7 400 000 руб.

Самым недорогим произведением искусства, по моим наблюдениям, можно назвать принт ручной работы художника 0331c на стенде издательства ФОРМАТ ОДИН & Принтмафия, несколько листов из тиража которого ушли по стоимости 1000 рублей каждый, что еще раз доказывает, что на Cosmoscow можно и нужно приходить за произведениями искусства с любым бюджетом.

Отдельного внимания стоит некоммерческая программа, направленная как на поддержку художников и культурных институций, так и на развитие традиции коллекционирования. В рамках ярмарки Фонд Cosmoscow показал проекты победителей своих программ 2024 года:
Cosmoscow 2024: рекорды посещаемости и новые горизонты
В конце октября состоялся 12-ый выпуск международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Несмотря на относительную удаленность локации, событие побило абсолютный рекорд по посещаемости, и ярмарку в Тимирязев Центр посетили более 50 000 человек, что является подтверждением возрастающего интереса к современному искусству не только со стороны профессиональных коллекционеров и экспертов индустрии, но и самой широкой аудитории.
Атмосфера Gallerique
Ноябрь 2024
С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера Gallerique»


Среди работ из металла, большой тренд на которые заметен и на международных ярмарках, я бы отметила мастерски исполненные скульптуры Дмитрия Жукова на стенде галереи сцена/szena, эффектный объект из алюминия Юлдаш Дишон на стенде галереи a—s—t—r—a , взорванные брутальные скульптуры Вильгения Мельникова на стенде еще одного дебютанта ярмарки галереи Pop-Up Gallery, вывернутые наизнанку предметы советского быта Владимира Потапова, которые показала галерея pop/off/art, а также первую в практике художницы Саши Фроловой скульптуру из бронзы на стенде Ruarts Gallery, которая успешно мимикрировала под её объекты из пластика, фибергласа и латекса.
Стекло стремительно ворвалось в число часто встречающихся на ярмарке медиумов. Если раньше оно было прерогативой секции «Дизайн», то сейчас все больше художников обращаются к данному материалу для создания концептуальных работ. Я бы отметила витражную роспись на стекле в серии «Хищники» Милены Стрелковой на стенде Myth Gallery, серию фотографий, напечатанных на стекле, Полины Шилкините на стенде галереи Shift, скульптуры Сергея Колосова из ламп и банок на стенде Pop-Up Gallery, объекты Ивана Карпова и биоморфные скульптуры Марии Кошенковой на стенде Marina Gisich Gallery, витражную тиражную работу Тары Тарабцевой, которую показали ArtTube Editions.
Очень заметно в этом году, что покупатели и коллекционеры перестали бояться больших размеров. Это подтверждают уверенные продажи масштабных работ Виталия Пушницкого, Керима Рагимого, Кирилла Чёлушкина, Ольги Тоблерутс, Ивана Симонова, Анны Таганцевой-Кобзевой, Оли Австрейх, группы «Провмыза», Александры Гарт, Даниила Архипенко, Натальи Чобанян и других авторов, которые продавались порой даже быстрее, чем аналогичные работы меньшего размера.
Ежегодный специальный проект Cosmoscow «Глазами коллекционера», посвященный частным коллекциям принял в сезоне 2024 Фонд «Новые коллекционеры» и выставку «Настоящее продолженное» с избранными произведениями из собрания со-основателя Фонда Екатерины Лапшиной, в рамках которой зритель смог познакомиться с произведениями искусства ведущих мировых художников, таких как Ли Бэ, Билл Виола, а также молодых звезд российской арт-сцены, например, Александры Гарт и Димы Филиппова.

Нельзя не упомянуть еще одну традицию ярмарки — присуждать одной из галерей-участниц награду «Стенд года». В этом году победителем была названа галерея Jessica, дебютант Cosmoscow, получившая немало положительных отзывов как в сторону экспозиционного решения, так и состава художников, представленных на стенде: Ивана Чемакина, Ильи Гришаева, Веры Светловой, Грехта, Нестора Энгельке.

Если говорить об общих тенденциях, то наряду с моими коллегами не могу не отметить большое количество работ, выполненных из стекла, дерева и металла. Выше упомянутая галерея Jessicа в полной мере отразила тренд на деревянную скульптуру, а также эффектно представила в формате отдельного стенда авторский метод Нестора Энгельке, его «топоропись» в виде скульптур и картин. Стоит отметить изящные скульптуры Алексея Панькина на стендах галереи Deep List и Tirage Unique, концептуальную скульптуру Ивана Симонова «Вилами по воде...» на стенде Pogodina Gallery.
Оксана Мухортикова, консультант по современному искусству и коллекционер, поделилась своими впечатлениями по итогам прошедшей ярмарки.
Художник года
Можно с уверенностью сказать, что несмотря на все сложности, связанные с подготовкой текущего сезона, международная ярмарка современного искусства Cosmoscow состоялась и вновь стала главным местом для встречи искусства и зрителей, искусства и коллекционеров, искусства и самых разных экспертов, платформой, объединяющей практически все стороны культурного процесса.
Александра Гарт
Институция года
Музей года
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал)
Центр городской культуры (Пермь)
В плане концептуальной рамки от стенда к стенду чаще всего превалировала тема дома. Будь то уютное пространство на стенде Carre d’Artistes c печными изразцами Люси Соловьевой, а также деревянными оконными рамами и антикварным буфетом, которые послужили весьма эффектным обрамлением для цианотипий Анастасии Безверщук или в противовес пространство макетного бункера на соседнем стенде галереи ЛЮДА, тревожное ощущение от которого вылилось на монохромные холсты Игоря Яновского и в какой-то мере эскапистские живописные листы Кати Жилиной о борьбе добрых и злых волшебников. Теме дома, как ускользающей категории, посвятила свою экспозицию галерея pop/off/art, в рамках которой я бы отметила еще одну серию Владимира Потапова — застолья, запечатленные в формате огненной графики. Тот случай, когда смысловое содержание работы и метод исполнения идеально дополняют друг друга. Эстетичная гостиная Marina Gisich Gallery, которая в некоторой степени вторит атмосфере реальной гостиной Марины Гисич в Петербурге, не оставила никого из моих собеседников и меня тоже равнодушными.
В завершение хочу упомянуть еще пару стендов безотносительно к общим медиумам и темам:

Лаконичный стенд Anna Nova Gallery, которая представила новые живописные работы Александры Гарт, художницы года по версии ярмарки, нашедшие живой отклик среди коллекционеров, а также парижскую серию Дмитрия Маркова, фотографии из которой были отобраны лично автором еще при жизни и напечатаны в Париже по особой технологии. Оба автора смещают наш фокус с больших магистральных линий на, казалось бы, периферийные процессы, и учат видеть свет и находить настоящее за пределами очевидного.
Совместный стенд издательства ФОРМАТ ОДИН & печатной мастерской Принтмафия, которые подготовили для ярмарки более 20 новых релизов, включая тираж скульптур Алексея Луки, раскупленных ещё в день превью, принты Артёма Филатова, Ульяны Подкорытовой, Ирины Петраковой, Вовы Перкина, Гриши и других авторов, дающие возможность начать свою коллекцию с работ известных художников в максимально доступном формате.
Культура быта — это не только про удобство и красоту, но и про индивидуальный ритм жизни, несопоставимый с другими.
Декорации в фильмах зачастую становятся не менее важным элементом, чем действующие лица и сюжетные линии.
Наш материал посвящен декоратору Верде Висконти, которая искусно использовала красный в оформлении интерьера.
Новый арт-сезон в Москве стартовал с ярмарки молодого современного искусства Blazar, спутника ярмарки Cosmoscow.
Интерьер — это больше, чем удачно оформленное пространство, это отражение внутреннего мира человека.