То, как мы выбираем взаимодействовать с окружающей средой, отражается и на нашем самоощущении, представлении о себе и о мире. Культура быта — это не только про удобство и красоту, но и про индивидуальный ритм жизни, несопоставимый с другими.

Материальная часть культуры быта — это предметы, которые окружают нас в пространстве: мебель, декор, посуда, книги. Они не просто заполняют пустующую площадь, а помогают выразить стиль и характер хозяина жилья. Известно, что качественная организация пространства может позитивно влиять на эмоциональное состояние, повышать работоспособность, или наоборот, способствовать хорошему отдыху. Из этих соображений люди, как правило, разграничивают места для работы, отдыха и приема пищи, отводя каждому помещению отдельную функцию.


Культура быта: что вещи могут рассказать о нас
Быт состоит из мелочей: цветок в плетеном горшке, фотография в рамке, чашка кофе по утрам — всё это элементы нашей повседневности. Традиции, ежедневные ритуалы и привычки в совокупности складываются в уникальную культуру быта конкретного человека, семьи, общества.

Это широкое понятие, которое включает в себя как материальные, так и нематериальные аспекты жизни.
Атмосфера Gallerique
Ноябрь 2024
Цель проекта Gallerique
Ценность культуры быта может сильно различаться в зависимости от страны, ее традиций, истории и обычаев, а также от личных предпочтений каждого человека. Например, в странах бывшего Советского Союза интерьер зачастую не рассматривается как способ самовыражения. Исторически приоритет отдавался функциональности и практичности: стремление к минимализму и рациональности помогало экономить ресурсы, делая быт простым, организованным и доступным для большинства.

В странах Европы уникальность и неповторимость жилья имеют больший вес. Для многих европейцев дом — не просто место для сна и удовлетворения базовых потребностей, но и пространство выражения индивидуальности и эстетического вкуса.
В Азии также наблюдается иной подход к организации жилого пространства: традиционно ценятся функциональность и минимализм. Каждый предмет должен быть не только красивым, но и полезным. Например, в Японии интерьер часто включает в себя мобильные элементы, такие как татами или ширмы, которые можно легко перемещать и адаптировать в зависимости от потребностей. Этот подход, как и в СССР, акцентируется на практичности, но с сильным уклоном в гармонию и минимализм.
Несмотря на разный исторический контекст, между европейской и азиатской культурами быта можно обнаружить схожие черты. Как и европейцы, жители стран Азии стремятся передавать старинные предметы по наследству. Они сохраняют в интерьере традиционные элементы, которые символизируют связь с культурными корнями.
Стать помощником в создании аутентичного интерьера, который будет отражать индивидуальность личности. Мы убеждены, что человек — главный экспонат любого пространства, все остальные элементы должны гармонично вписываться в контекст личности. В последующих материалах мы раскроем тему культуры быта подробнее и расскажем, как с помощью винтажных предметов и произведений современного искусства персонализировать свое пространство, чтобы оно стало продолжением вас.
Но культура быта — не только про вещи, но и про действия. Про то, как мы ведем себя в пространстве. Привычки придают жизни ритм, делают её более приятной и насыщенной. Даже самые простые действия могут стать частью культуры быта. Например, привычка проветривать спальню каждый вечер перед сном. Со временем это становится не просто необходимостью, а ритуалом, создающим ощущение завершенности дня.
«Культуры быта современной России и Европы значительно различаются, и на это повлияли множество исторических факторов. Советский период оставил свой отпечаток. Мы помним, как жилая площадь отвоевывалась у более обеспеченных слоев населения и делилась на комнаты. Ранее в домах существовали отдельные технические помещения, столовые и кабинеты. Однако вскоре число людей, проживающих в одном помещении, значительно возросло, а площадь сократилась. Функциональность пространства была жестко ограничена — нужно было просто выживать: есть и спать.

Этот процесс продолжался довольно долго, вплоть до 1959 года, когда страна начала восстанавливаться после войны. Тогда был основан Всесоюзный Институт Эстетики, проводились конкурсы для архитекторов и инженеров по созданию красивого и удобного жилья для нового советского человека. Но, к сожалению, по экономическим причинам, их проекты так и не были реализованы в той мере, в какой они были задуманы. Хрущевки начали расти как грибы, а идеи персонализированного дома откинулись на задний план.»
Историческая справка от идеолога Gallerique, Евгении Ходаковой
«Если говорить о европейцах, то они относятся к ремонту несколько проще, чем мы. В России сохраняется тенденция всё переделывать — снимать штукатурку, обновлять интерьер. В Европе попросту нет такой необходимости: напротив, есть стремление сохранять жилье таким, какое оно есть. На Западе не было столь крупных разрушений после войны, как у нас: многие предметы сохранились в отличном состоянии. Поэтому европейцы с лёгкостью используют старые вещи в быту.
В СССР в 70-е годы возник бум на антиквариат: массовое типовое жилье стало повсеместным, многие стремились выделиться. В это время расцвела декоративная промышленность — внушительное количество хрусталя, ваз и настенных ковров стало способом отличаться от соседей.»
Евгения Ходакова, коллекционер современного искусства и предметов коллекционного дизайна, архитектор, дизайнер, идеолог проекта Gallerique
Это лишь обобщенное представление о понятии культуры быта. На деле оно гораздо глубже. Существует множество тонкостей, которые стоит рассмотреть. Каждое пространство, каждое действие и решение, принимаемое в повседневной жизни, вносят свою лепту в формирование неповторимой культуры быта.
С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера Gallerique»