Товар добавлен!

Перейти в корзину
Атмосфера GALLERIQUE — Апрель 2025

Искусство
настоящего момента

О живописи, внутренней свободе и избранных проектах художницы Надежды Прадес
Атмосфера GALLERIQUE — Апрель 2025

Искусство
настоящего момента

О живописи, внутренней свободе и избранных проектах художницы Надежды Прадес
Выставка «Перламутровые бусы дружбы», 2023–2024, Библиотека № 54. Фото: архив художницы
Команда GALLERIQUE продолжает знакомство с художниками, представленными в нашем в разделе «Искусство». Сегодня в фокусе внимания — Надежда Прадес, представительница молодого поколения современных живописцев.
Цвет вместо слов
Надежда родилась в Твери в 1987 году, но давно живёт и работает в Москве. Путь к профессии начался с художественной школы, где больше всего ей нравилось смешивать краски. Художница вспоминает, как преподавательница хвалила ее за использование сложных цветов: Надежда не рисовала сразу «из банки», а всегда смешивала краски. Возможно, именно тогда у неё сформировалось видение цвета как способа выражать ощущения.

Фрагмент картины Надежды Прадес «Побег». Фото: GALLERIQUE

Однако после художественной школы живопись не стала основным занятием Надежды, и случился перерыв почти на 17 лет. Всё изменилось, когда в 2013 году тогда ещё будущая художница отправилась в большое путешествие по Азии и взяла с собой блокнот, который стал быстро заполняться:
«Вся эта красота, новые впечатления побудили меня заполнять блокнот рисунками, записями и всякими вырезками. Я для себя считаю это отправной точкой моего возвращения к художественной практике. Я вела что-то вроде скетчбука-дневника: рисовала, делала коллажи из рекламных буклетов, записывала мысли. Это был очень живой и интуитивный процесс, и, конечно, мы много фотографировали, за восемь месяцев мы побывали в восьми странах».
Это был этап поиска — тонкого, неспешного, без жёстких рамок.
«Это оно»:
путь к живописи как способу говорить с миром
В конце 2021 года Надежда попала на интенсив по живописи к Тане Иванковой в «Британке». Там стало ясно, что живописью можно заниматься и дома, если использовать растворители без запаха. Попробовав масло, Надежда почувствовала: «это оно». Так, в мастерской Radiopaint началась её художественная трансформация.

В 2023 году Надежда окончила школу современного искусства «Свободные мастерские» при ММОМА, куда упорно поступала целых 4 раза, пока не получилось. Спустя год после выпуска из одной школы — поступила на отделение «Современное искусство» в другую: Московскую школу современного искусства (MSCA), где и продолжает учиться и сейчас.
Постоянное обучение помогает Надежде погружаться в современное искусство, его контекст и историю, становиться частью арт-среды, осознавать себя художником и профессионалом и расширять границы своей практики.
«Хочу понять: действительно ли живопись — мой главный способ говорить с миром, или есть что-то ещё, что может выразить мою идею точнее. Или, может, живопись есть везде?

Параллельно я осознала огромный пробел в философии. Сейчас я учусь на курсе А. Г. Великанова по философии искусства. Это важно — понимать, как мыслит искусство, и что я могу в нём сказать».
Карьера, построенная на радости быть собой
На счету Надежды — несколько персональных проектов и большое количество групповых выставок, а также участие в маркетах, ярмарках и аукционах современного искусства, включая секцию независимых художников blazar 2023.

Среди персональных выставок художницы хочется отметить проект «Перламутровые бусы дружбы», который прошёл в Библиотеке № 54 (Москва). Куратором выступила Дари Мартынова. Здесь были представлены работы, объединённые общей атмосферой свободы — танца, движения, проведённого с друзьями времени.
Как отмечает куратор, «необходимость быть вместе, но оставаться в своем темпе — главная тема произведений Надежды Прадес. <…> Некоторые композиции фрагментарны, другие, наоборот, выполнены точно. Так художница документирует чистый восторг свободы, свой радостный опыт быть вместе с друзьями.

Открывающая серия портретов — это образы друзей, которые Надежда пишет в эстетике смазанных снимков. <…> Существуя интуитивно, они то обретают точную форму, то вновь растворяются в картинах художницы, появляясь и исчезая в ритме ее жизни.

Экспозиция построена по кругу, как время суток, сменяющих друг друга».
В рамках выставки была проведена практика свободного танца «Хореография Картин: Танцевальная Симфония в Библиотеке», которая помогла глубже раскрыть отношения между музыкой, танцем и визуальным искусством. Надев наушники, каждый мог оказаться со звуком наедине и, вслушиваясь в музыку и собственные ощущения от неё, почувствовать, как ритмы в сочетании с изобразительным искусством создают движения тела, новое пространство для взаимодействия или погружения в себя.

Практика свободного танца «Хореография Картин: Танцевальная Симфония в Библиотеке», Библиотека № 54, Проводник Dj Artemida (Анастасия Антонова). Фото и видео: архив художницы

Другие персональные выставки
«Открыть, закрыть, повторить»: выставки с участием работ художницы
Среди множества групповых проектов Надежды мы бы хотели обратить внимание на три.

1
Ноябрь 2023, Галерея на Песчаной, выставка «Посёлок „Сокол“. Город-Сад» в честь столетия уникального памятника первых лет градостроительства советской власти. Кураторы выставочного проекта Майкл Арутюнян и Мария Гончарова представили результаты исследования богатого ландшафта Поселка в виде архивных материалов, интервью, живописи, видео и инсталляций, планов и карт.

Проект Надежды Прадес, созданный в рамках лаборатории, состоял из нескольких частей: живописных работ и инсталляций. В рамках исследования художница как внешний наблюдатель поставила задачу погрузить зрителя с помощью своих работ внутрь происходящего через ассоциации, истории героев и ощущения. Отправными точками опоры для проекта стали: утопия, город-мечты, город-сад, семья, связь поколений.
2
Октябрь 2023, Центр творческих индустрий «Фабрика», проект «Открыть, закрыть, повторить», куратором которого выступил Эльдар Ганеев.

Проект послужил альтернативой итоговой выставки после завершения курса, к которой выпускники «Свободных мастерских» долго готовились, но которая была закрыта на следующий день после открытия летом 2023 года. Для художников это стало абсолютной неожиданностью. Как сформулировал куратор проекта в диалоге с участниками: «Ощущение, когда тебя перебили на середине фразы и ты хочешь ее закончить или повторить с начала, чтобы наконец-то завершить мысль и быть уверенным, что теперь она понятна собеседнику».
В экспозицию вошли две работы Надежды Прадес: «Ангелы», 2023 и «Колокольчики», 2023 (картина доступна для приобретения в каталоге нашей галереи).
«Герои моих картин счастливы, игривы, окружены друзьями, не воспринимают себя слишком серьёзно. Они умеют расслабляться, отдыхать и радовать других. Веселье для них — это не беззаботное удовольствие и уж точно не легкомыслие, напротив, веселье — это секрет ощущения жизни. По моему мнению, когда люди веселятся, они светятся изнутри», — комментирует художница.
«Колокольчики»
Надежда Прадес, 2023
Холст на подрамнике, масло
Размер: 150 х 110 х 3,7 см

115 000

3
Лето 2023, ГРАУНД Солянка, выставка «Я отомщу миру любовью». Кураторы выставки, объединение Uбунту, посвятили проект любви, как способу ответной реакции на происходящие вокруг человека события:
«Каждый по-своему понимает, что такое любовь и по-разному видит пути взаимодействия с миром посредством этого многогранного чувства. <…> Мы предоставляем им [художникам] возможность порассуждать о непредсказуемых формах любви через призму человеческого восприятия событий и неожиданных способах её репрезентации».
Для участия в выставке кураторской группой были отобраны два холста Надежды Прадес: «На краю мира», 2022 и «Про любовь», 2022. Сама художница прокомментировала их так:
«Для меня любовь — это живопись. Когда я рисую, я нахожу свою душевную свободу и способность передавать эмоции на холсте. Мои картины — это <…> путь к глубокому пониманию себя и окружающего мира. Живопись не может спасти мир от зла, но может приносить добро и позитив в жизнь».
Другие групповые выставки
Искусство
передавать тепло
В каких бы проектах ни участвовала Надежда, она верна своему подходу и желанию говорить о радости, энергии жизни и тепле, которое существует в мире между людьми и в отношениях с самой собой.
«Мне хочется создавать искусство, которое не связано напрямую с болью или страданием, а наоборот, помогает напомнить о хорошем, о настоящем. Я стремлюсь делиться этим состоянием, передавать свет через цвет, ощущение счастья и жизни. И это, как ни странно, непростая задача».
В искусстве Надежды Прадес присутствуют несколько сквозных тем, включая вдохновение музыкальными фестивалями и поездками в Индию. Об этих мотивах, а также связанных с ними проектах, мы расскажем в следующей публикации о художнице.

С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера Gallerique»
С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера Gallerique»

Коллекционер современного искусства и галерист Евгения Ходакова рассказывает об открытиях ярмарки и своих впечатлениях.
Наилучшим образом современное искусство раскрывается в контексте общей практики конкретного художника.
Команда GALLERIQUE рада поделиться новостью об открытии раздела «Современное искусство» в каталоге онлайн-галереи.
Интерьеры домов знаменитостей часто становится отражением их личности, и квартира Кэмерон Диас не исключение.
Порядок — это продуманный сценарий жизни, в котором предметы не спорят с вашим характером.
Двухкомнатная квартира с антиквариатом, коллекционным дизайном и современным искусством в Хамовниках в Москве.
На нашем стенде покажем, как винтаж и искусство становятся частью современной жизни, помогая лучше узнавать себя.
Зимой особенно хочется тишины, уюта и атмосферности. В такие моменты мы тянемся к задумчивой глубине.
Предметы советского прошлого — не просто пережитки эпохи, они часть нашего культурного кода.