Товар добавлен!

Перейти в корзину
Атмосфера GALLERIQUE — Июль 2025

От граффити к живописи

Уличные проекты Анастасии Дунаевой
Атмосфера GALLERIQUE — Июль 2025

От граффити
к живописи

Уличные проекты Анастасии Дунаевой
Мы продолжаем знакомство с художественной практикой и знаковыми проектами Анастасии Дунаевой. Весной этого года мы выделили несколько важных галерейных выставок художницы, а в этой публикации обратимся к ее уличным проектам, составляющим одну из основ метода художницы.
Консультант по современному искусству и коллекционер
Автор:
Оксана Мухортикова
Для начала раскроем философию художницы и ее концептуальный подход к созданию работ. Каким образом граффити-бэкграунд привел Анастасию к идее работы с «абстрактным» искусством на улице и за ее пределами.

В конце 2023 года при поддержке Института исследований стрит-арта и Фонда Inloco Анастасия Дунаева выпустила книгу «Антистиль: между граффити и современным искусством», во вступлении к которой она написала:
Весна 2013-го года. Мне 15 лет, и в мой день рождения один из скейтеров из школы поздравляет меня словами: «15 лет — это когда всё можно». Меня очень привлекало граффити, потому что это ночное занятие. Есть что-то мистическое в отметинах и символах, появляющихся на стенах, дорожных знаках и других поверхностях под утро.

Королев (место, где я живу) — загадочный город. Идя утром в школу, я замечаю новые куски, но они совсем не такие, как граффити вдоль ж/д путей или на фотографиях в социальных сетях — они необычные.

Граффити бывают разные: быстрые, сделанные будто одним движением руки в опасном месте, буквы в двух или трех цветах, или сложные, яркие, с большим количеством стрелок, бликов и деталей. Каждый городской житель не раз видел эти рисунки на улицах, на стенах разной разной степени охраняемости и легальности, от которых зависит сложность рисунка. Но в последние годы можно заметить много работ, совсем не похожих на то, к чему все так привыкли. Они не похожи на граффити, но не похожи и на стрит-арт.

[…]

Изучая искусство, я поняла, что, будучи действующим художником, пройти мимо такого занятия, как уличное искусство, нельзя. Выход на улицу — это «работа в поле», знакомство с городом и перевод художественного взгляда в совершенно новую плоскость.

Преподаватель из моего вуза, художник и куратор Арсений Сергеев, часто любил говорить, что «художник должен быть на улице». Эта фраза хорошо подкрепила и мои собственные наблюдения. Я стала рисовать каждую неделю, а воспоминания о королевском граффити и первых своих школьных попытках направили меня навстречу экспериментам.
Спустя несколько лет, практика художницы уже объединяет как студийные, так и уличные работы, которые естественным образом дополняют друг друга, одни перетекают в другие. В ответ на вопрос «Есть ли смысловая разница между тем, что создается на улице и в студии?» Анастасия отвечает, что все — часть одного целого. Ее художественная деятельность — это эмансипаторные практики, относящиеся к борьбе с наложенными друг на друга противоположными смыслами пересекающихся реальностей, помех, шума, сенсорного перегруза, обилия потребительского выбора и предложений, выбора сценариев жизни, негативных эффектов от превращения городов в агломерации.
Важно отметить, что данные практики — это не «упорядочивание хаоса». В понимании художницы хаос и «помехи» — это разные категории. Она говорит, что помехи — это как пыль в квартире, ее невозможно упорядочить, ее можно убрать, но она все равно выпадет и будет падать в процессе уборки. Можно постелить яркий ковер, на котором она будет меньше видна, можно запускать робот-пылесос. С пылью и помехами невозможно бороться, но можно их усиливать (уличные работы), чтобы снизить влияние постоянных помех, можно их рационализировать и изучать (практики в пространствах галерей и в мастерской).
По собственным словам Анастасии, ее работы — это суперпозиция между стрит-артом, граффити и современной живописью. Ни то, ни другое, ни третье. Да, возможно, это можно отнести только к стрит-арту, но Анастасии кажется, что стрит-арт коммуницирует со зрителем совсем иначе, с более высокой скоростью.
В живописи ты скорее тонешь, долго в нее вглядываешься. Что касается в граффити, граффити в широком смысле для меня — это стратегия, я действую как граффитчик, а также кодирую в свои работы «граффити-фишки», нечто, что напоминает о граффити в усредненном его образе.
Работы художницы строятся по принципу архитектура + комментарий к ней. Анастасия работает с объемом. Иногда ее граффити как бы подчиняют себе все пространство и становятся инсталляцией. Отличие инсталляции от скульптуры или картины в том, что ты не можешь быть вне инсталляции в месте, где она находится, ты всегда внутри нее, как раз по причине подчинения пространства ей. И это именно то, к чему она стремится на пути кристаллизации своего метода.

НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ
2019 — 2025
Уличные работы Анастасии Дунаевой в разных городах
В полной мере философию художницы иллюстрируют нелегальные проекты, реализованные в уличном пространстве разных городов и локаций. С одной стороны, отсутствие каких-либо внешних требований и задач, возможность для любого эксперимента, личный выбор пространства, поверхностей, объектов среды и пределов работы, с другой — ограничения по времени, климатическим условиям, доступу на объекты, сроку жизни муралов, позволяют Анастасии создавать по-настоящему смелые и свободные произведения искусства. Показываем лишь несколько примеров разных лет из большого архива художницы.

THE HUM OF THE FACTORY 2025
В рамках проекта «Выкса Х Каскад. Кураторские практики» «Выкса-Фестиваля», куратор Олечка Золина, г. Выкса
Наряду с партизанскими проектами важную часть художественной практики уличного художника составляет участие в фестивалях, когда работы создаются как на основе самостоятельной идей, так и в коллаборации с кураторами.

В начале июля уже в 15-ый раз состоялся «Выкса-фестиваль», концепция которого тесно связана с идентичностью места, диалогом передового искусства и локальных контекстов. Куратор Олечка Золина, жительница Выксы, пригласила Анастасию Дунаеву воплотить в формате мурала проект, который отражает контраст между прошлым и настоящим: величие судостроительного производства и тишину заброшенных цехов, символизирует смену эпох, с которыми сталкиваются индустриальные территории. Работа напоминает о важности сохранения памяти, о трудовых подвигах и культурном наследии людей, а также о необходимости переосмысления и возрождения таких мест в новом качестве.

Куратор об идее проекта:
Я люблю заброшенные места в Выксе и ее окрестностях. С наступлением тепла я сразу отправляюсь исследовать их или возвращаюсь в гости, и в таких путешествиях нахожу настоящие артефакты, оставленные людьми. Чаще всего это фотографии, но больше всего в моей коллекции мне дороги снимки из заброшенного судостроительного цеха. Для меня они навсегда останутся загадкой и таинственными героями — ведь там уже нет ни кораблей, ни тех людей, только воспоминания, в которых меня не было.

«АРКА —
ЭТО ВСЕГДА ЭХО»
2022
В рамках фестиваля «Морфология улиц» под кураторством Яна Посадского, г. Тюмень
«Арка — это всегда эхо, звуковое эхо или метафоричное эхо воспоминаний», Анастасия Дунаева
В работе заложены одновременно и личная история, и общий контекст места, обусловленные в том числе и темой фестиваля «Внутренний дом».

Личное: Анастасия нарисовала текстуры из квартиры своей покойной тети, по которой она очень скучает. В квартире прошла часть ее детства. Сестра художницы записала аудио, как все там выглядит, и Анастасия использовала свои детские и подростковые воспоминания и одновременно аудиозапись сестры для воспроизведения текстур из квартиры на стене в реальном времени.

Общее: работа была нарисована в арке дома, таким образом художница вынесла текстуры из квартиры на улицу. Они будто проступили через стены многоквартирного дома. Как комментирует сама Анастасия, в Тюмень переезжают люди с севера жить, переезжают учиться, дети вырастают и находят отдельное жилье. А яркие обои, ковры — это общая постсоветская традиция. Части дома из детства художницы могут напомнить прохожим об их доме, из которого они уехали, вспомнить его тепло и уют, ведь это то, что всегда с тобой в твоем сердце.

«ТОЛЬКО СЕГОДНЯ»
2022
Инсталляция на выставке «Только сегодня» под кураторством Надежды Котовой в рамках фестиваля STREET VISION X, г. Томск
О проекте от первого лица:
Выставка прошла в Томске на старом заводе, который производит манометры. Эта инсталляция сделана на основе моего граффити, сделанного на фестивале «Карт-Бланш» в Екатеринбурге в 2021 году. Как я красиво и вольготно там лежу… В чем суть?

В солнечном Екатеринбурге мы рисовали прямо днём, где хотим. Прохожие в курсе, что идёт фестиваль, предлагают принести воды, вдруг мы хотим попить. Никто не против, хотя «Карт-Бланш» — это рисуй сколько хочешь где хочешь никого не спрашивай, не зря, такое название.

На данный момент я описала для себя граффити одним предложением — это агентность в городе, которую ты отвоёвываешь у казенного городского пейзажа. Вообще-то по закону у нас даже деревья под домом нельзя самому сажать. «Всегда холодно, ничего нельзя», ага.

Возможность этой агентности в этом году очень снизилась по понятным причинам. В столице граффити меньше, полулегальные споты вообще почти исчезли, что показатель. Больше камер, больше казенного.

Работа «Только сегодня» — это консервация граффити. Я его показываю как в зоопарке, не в его среде обитания. Здесь раньше жили дикие редкие звери, а теперь их можно посмотреть в зоопарке и на картинке.

«НЕБЕСНЫЙ КУСОК»
2021
В рамках фестиваля «Поля» под кураторством арт-группы «Побеги», Московская область
В рамках site-specific фестиваля объединений Анастасия Дунаева совместно с художницами Марией Пинус и Полиной Гисич создали в поле инсталляцию, которая состояла из двух частей: теплицы (парника) и AR-эффектов в Instagram.

Художницы задались вопросом, смогут ли куски со стен притвориться настоящими небесными явлениями? Как повлияют «небесные куски» на восприятие пейзажа? (*словом «piece» или «куском» [как часть слова «masterpiece» — «шедевр"] в уличном искусстве обозначается граффити-произведение).

Из манифеста художниц:
Небесные явления, если смотреть с земли, — далекие и неосязаемые, их формы и размеры не очевидны. Кометы, северное сияние, молнии, облака — скорее устойчивые визуальные образы, чем существующие части мира.

Эти образы в наших граффити-работах часто используются, иногда неосознанно. Таким образом мы возвращаем наши куски* «домой» поэтапно, делая их все менее плотными, как бы отделяя от стен: сначала на модели неба (свод теплицы — как небосвод), а потом переносим их в дополненную реальность «маски» в Instagram — как и небо, оно нематериально.
Уличные
и фестивальные проекты
Таким образом, за несколько лет регулярной практики в гибридном формате улица+студия через серию экспериментов Анастасии Дунаевой удалось не только сформировать очень индивидуальный, многослойный, хорошо узнаваемый визуальный язык, но и довольно подробно сформулировать концептуальную основу своего метода.

Коротко подытожить ее художественные поиски мы попробуем с помощью еще одной цитаты художницы из текста для сборника эссе о необычном граффити «UGLY TEXT», составленного Константином Ставровым и изданным в Invalid Books. Параграфа, который очень емко очерчивает размышления Анастасии об улице и искусстве и ее текущую практику:
У меня есть 3 основные мысли относительно граффити: первая, что абстрактное граффити на данный момент — это больше современное искусство, чем-то, на что мы смотрим на вернисажах в конце каждой недели, второе, что абстрактное граффити — это точно какой-то вид проявления агентности в городе и третье, это то, что граффити — это попытка бороться с эфемерностью и изменчивостью ее же методами.

Работы Анастасии Дунаевой в наличии

С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера GALLERIQUE»
С любовью к вашему дому,
редакция журнала «Атмосфера GALLERIQUE»

Коллекционер современного искусства и галерист Евгения Ходакова рассказывает об открытиях ярмарки и своих впечатлениях.
Наилучшим образом современное искусство раскрывается в контексте общей практики конкретного художника.
Команда GALLERIQUE рада поделиться новостью об открытии раздела «Современное искусство» в каталоге онлайн-галереи.
Интерьеры домов знаменитостей часто становится отражением их личности, и квартира Кэмерон Диас не исключение.
Порядок — это продуманный сценарий жизни, в котором предметы не спорят с вашим характером.
Двухкомнатная квартира с антиквариатом, коллекционным дизайном и современным искусством в Хамовниках в Москве.
На нашем стенде покажем, как винтаж и искусство становятся частью современной жизни, помогая лучше узнавать себя.
Зимой особенно хочется тишины, уюта и атмосферности. В такие моменты мы тянемся к задумчивой глубине.
Предметы советского прошлого — не просто пережитки эпохи, они часть нашего культурного кода.